Уильям Голдинг: биография

SHARE
В своих философско-аллегорических романах У. Дж. Голдинг (1911-1993) обращается к трагическим событиям современности, к вопросам сущности человека и его нравственности. Философской основой его творчества является экзистенциализм, хоть он и не проявляется столь открыто, как у А. Камю и Ж. П. Сартра. Жизнь абсурдна - отсюда тупик и недовольство, потому что человек существует в мире хаоса.

Уильям Голдинг биография

Философия экзистенциализма имеет яркий морально-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. В одном из биографических интервью Голдинг утверждал: «Да я вижу жизнь - бесконечное море зла и пороков и маленький огонек надежды, который нельзя потушить».

Биография Уильяма Голдинга, творческий путь


Родился У. Дж. Голдинг 19 сентября 1911 г. в городке Сент-Коламб Майнор (графство Корнуолл). Его отец был учителем местной школы, энтузиастом и эрудитом, обожающим науку, ученики от него не отходили (его считают прототипом учителя естествознания Ника Шейлза в романе «Свободное падение»).

В 1935 г. Голдинг окончил Оксфордский университет, где 2 года по требованию родителей изучал естественные науки, а затем - по своему желанию - английскую филологию. Перед тем, в 1934 г., состоялся его литературный дебют - вышел в свет сборник стихов, о котором позже он сам отзывался крайне скептически.

После окончания учебы писатель пробовал себя в драматургии и режиссуре, а с 1939 г до 1961 г. работал учителем в школе епископа Вордсворта в Солсбери.

В 1939 г. он женился на Энн Брукфилд.

В 1940 г. Голдинг добровольцем записывается в Королевский военно-морской флот, принимает участие в уничтожении броненосца «Бисмарк», десантировании союзников в Нормандии, за что удостаивается почетного ордена Британской империи. После войны возвращается работать в школу, вскоре пишет 4 романа, которые были опубликованы. Несмотря на это, Голдинг продолжает литературные опыты.

В 1954 г., после непринятия рукописи двадцать одним издателем, издательство «Фейбер энд Фейбер» печатает роман «Повелитель мух». Это становится поворотным моментом в биографии Уильяма голдинга - книга сразу становится бестселлером в Великобритании. В следующем году ее издают в Америке.

Правда, популярным у американского читателя Голдинг стал лишь после переиздания романа в 1959 г.. В 60-е годы XX в. роман был введен в учебные программы многих университетов.

Лишь в 1961 году У. Голдинг оставляет преподавательскую деятельность и полностью посвящает себя литературному творчеству.

Популярность «Повелителя мух» закономерна, поскольку, преподавая в Солсбери, Голдинг осознавал, что во время написания книги нужно воспринимать читателей так, как он воспринимал учеников. Однако к этому он пришел не сразу. Голдинг писал с меньшей ориентированностью на массового читателя, насыщая свои произведения необычными событиями, объектами, различными необитаемыми островами, эпизодами Второй мировой войны.


Биография взрослого Голдинга


Меняется стиль повествования Голдинга, в котором пессимистические нотки уступают место беззаботности, рассудительным эмоциям, постепенно. Для достижения нужных эффектов, он использует рассказ от первого и третьего лица, различные эпистолярные формы. На первых порах противопоставление реальности произведений авторской фантазии воспринималось беспроблемно. Критикой были благосклонно встречены «Повелитель мух», «Наследники» (1955), «Воришка Мартин» (1956).

Однако роман «Шпиль» (1964) вызвал довольно противоречивые отзывы. Некоторые критики указывали на неправдоподобность описания строительства шпиля, намекали на его фаллическое значение. Было немало тех, кто защищал его.

После написания «Шпиля» у Голдинга творческий застой в биографии. Со второй половины 60-х и почти все 70-е годы продолжался творческий кризис. Тогда он выдал только одобрительно воспринятый сборник публицистических статей «Горячие врата» (1971).

В 1967 г. увидел свет роман «Пирамида» - трагикомический триптих о жизни маленького провинциального города. Голдинга критиковали за сочетание в нем трех рассказов, два из которых были напечатаны в прессе. Поэтому роман был назван «неоригинальным». Подобные высказывания звучали и в адрес романа «Бог скорпион» (1971), который также состоял из трех отдельных рассказов об истории древнего мира. Однако Голдинг избегал дискуссии с оппонентами.

Критика совсем не беспокоила его - он работал над романом «Видимая темнота». Выход его в свет (1979) ознаменовал возвращение писателя в литературу. Вскоре он получил престижную литературную награду Великобритании - премию Джеймса Тейта Блэка.

Биография Уильяма Голдинга

Следующий роман был написан почти одновременно с «Видимой тьмой» - «Ритуалы на море» (1980). В том же году очередной поворот в биографии писателя - за роман его отмечают премией Букера. Действие романа, который со временем перерос в трилогию, происходит на борту корабля, плывущего по колониальной Австралии во времена наполеоновских войн. В нем писатель по-прежнему развивает тему раздвоения человеческой природы, говорит о примитивизме сознания, всевластии зла, неопределенности прогресса. Его глубоко волнуют проблемы ценности поиска, творчества.

Через 2 года после выхода первой части «Ритуалов на море» Голдингу присуждают Нобелевскую премию по литературе. Он последний британский автор, которого удостоили этой честью в ХХ в. В докладе Шведской академии утверждалось, что «романы и рассказы Голдинга - это не только мрачные морали и темные мифы о зле и разрушительных силах, это еще и интересные приключенческие истории, которые могут читаться ради удовольствия».

В 80-е годы У. Дж. Голдинг издал:


  • сборник эссе «Движущаяся мишень»;
  • трагикомический роман «Бумажные люди»;
  • заключительные эпизоды «Ритуалов на море », которые он написал, чтобы« вернуть на землю главного героя »(Эдмунда Талбота), оставленного в первой части посреди океана.


Умер Уильям Голдинг 19 июня 1993 г. от инфаркта. Он похоронен на церковном кладбище вблизи Солсбери.



Значение творчества писателя


В ХХ в. европейская литература обнаруживает тенденцию к интеллектуализации, приближение к проблемам философии, попытки осмыслить мир, место человека в общественных процессах, ее ответственность за события прошлого и явления современности. Это обозначило обновление литературного процесса, появление новых форм в литературе.

В английской прозе это стало заметным в 50-60-е годы благодаря интенсивному развитию интеллектуализированных форм повествования, философского романа.

К этой жанровой разновидности романа прибегали также Айрис Мердок, Дж. Фаулз и др. Голдинг, наполнил английский роман философским содержанием и особой формой - строгой, взвешенной, своеобразной авторской стилистикой. С его именем связаны наивысшие достижения в жанре философской притчи, в котором написано большинство его произведений.


Другие биографии.

О биографии Уистена Хью Одена.
О биографии Тиртея.


SHARE